Українська банерна мережа

Украинская Баннерная Сеть
 
 

Жанри

Гоголівський ФОРУМ




AlmaNAH






Наша статистика

Авторів: 2698
Творів: 51622
Рецензій: 96045

Наша кнопка

Код:



Рецензії

Звернення до Богдани, автора ГАКу

(Рецензія на твір: Сценарій без назви -2, автор: Богдана)

© Орлик (193.19.241.—), 06-07-2009

Богданочко, знаю, що ви не читаєте написане "шакалами"...

Можливо, вам буде цікаво прочитати те, що написане іншими розумними людьми?

Наприклад, що таке стьоб:

"Если сатира направлена против коррупции и воровства, значит, она за честность. Если против глупости и некомпетентности, значит, она за ум и профессионализм. Если против тирании, значит, она за свободу. Если против определенной политической системы - значит, она за другую систему, которую сатирик считает лучшей; мы можем с ним не соглашаться, но, тем не менее, четкое следование принципу 'критикуя - предлагай' у сатиры присутствует всегда. Проще говоря, сатира - это всегда глумление над пороками ради добродетелей (по крайней мере, с точки зрения того, что считается пороками и добродетелями в определенной системе ценностей).

Стеб же - это глумление над добродетелями. Над умным, над серьезным, над искренним, над красивым и т.д. и т.п. Сатирик высмеивает низкое - стебушник 'опускает' высокое.

Стеб абсолютно деструктивен, никакой осмысленной альтернативы он не предлагает и не может предложить. Если сатирик всегда в состоянии внятно объяснить, почему и ради чего он обрушивается на свои мишени, то стебушник просто пожмет плечами: 'Да так, постебаться захотелось'. А скорее всего - попытается 'обстебать' и самого задающего вопрос, саму идею о том, что у действия должна быть разумная причина и цель.

Больше всего стебушник боится показаться 'пафосным', а проще говоря, элементарно серьезным, имеющим и отстаивающим какие-то твердые взгляды и убеждения.

Отсюда понятно, что стеб в принципе не способен предложить какую-то, пусть даже извращенную, систему ценностей - он отрицает это понятие, как таковое.

Показательно, что стеб, собственно, даже и не смешон.

Что лежит в основе комического, что делает смешное - смешным? Ключевое понятие тут - неожиданное несоответствие. Это может быть, в частности, несоответствие между формой и содержанием (к примеру, когда правила грамматики излагаются безграмотным языком), между стилем и контекстом (скажем, нарочитое употребление архаизмов в рассказе о современных событиях или научных терминов - в бытовой сценке), между привычным текстом и новым смыслом (на этом строятся пародии), между разными значениями похожих по звучанию слов (каламбуры) - ну и, собственно, несоответствие между ожидаемым и случившимся как таковым, на чем строится большинство анекдотов. Но на самом деле неожиданность важна для любого из этих вариантов - если мы угадываем 'соль' шутки заранее, то можем, конечно, оценить остроумие ее автора, но едва ли рассмеемся. Поэтому, кстати, юмористические рассказы, построенные на постоянном использовании одного и того же приема (даже если этот прием остроумен сам по себе), нельзя назвать удачными - фактор неожиданности пропадает, а с ним пропадает и смех.

В чем же состоят основные приемы стебушников? Максимум, на что они способны - это на утрирование, причем именно в вышеописанном стиле тупого однообразного повторения одного и того же приема. Но часто они не доходят даже до этого, и весь их, с позволения сказать, юмор сводится просто к тому, чтобы сказать 'гы-гы'. Повторить серьезный тезис, но скорчить при этом глумливую рожу, подразумевающую 'ну вы ж понимаете, что всерьез такое принимать нельзя'. Почему нельзя, этого стебушник даже не попытается объяснить. Это в прежние времена на аргументы необходимо было отвечать аргументами - или же расписаться в собственном поражении. Теперь в ответ на доводы оппонента достаточно просто сказать 'гы-гы!', а всякого, кто откажется смеяться, обвинить в отсутствии чувства юмора.

При этом реакция стебушника предельно примитивна и предсказуема. Неожиданность может возникнуть лишь в том случае, если мы не знаем, что перед нами стебушник - но такая неожиданность свидетельствует уже не о наличии, а об отсутствии остроумия.

В самом деле, в отношении сатиры и юмора всегда ясно, что это сатира и юмор (даже если перед нами и не лучшие их образцы). Стеб же может просто тупо дублировать серьезный текст (который, по мнению стебушника, смешон уже потому, что серьезен). Поэтому, - особенно в сетевых дискуссиях, где интонация и выражение лица скрыты от оппонента, - нередки ситуации, когда диспутант серьезно и подробно разбирает чужие тезисы, а в конце, словно извиняясь, вынужденно делает приписку: 'Если все это, конечно, не стеб'.

Уже одна подобная путаница показывает, что стеб отнюдь не безобиден. Он перестал быть просто развлечением для убогих, способных лишь гыгыкать в своем кругу над теми, кто умнее и образованнее их. Он активно проникает в культуру, разрушая ее изнутри. Он сделался моден, 'гламурен', он превратился в фирменный стиль многих 'культовых' фигур - от радиоведущих до писателей и режиссеров. В обществе активно насаждается идея, что всякая информация - это либо чей-то стеб, либо объект для стеба, а потому ни к чему не следует относиться серьезно.

Любые принципы, идеи, аргументы, права, свободы и все прочее - это только повод сказать 'гы-гы'.

При этом стёб - не нигилизм: нигилисты, опять-таки, 'критикуя - предлагали'. Всё же, что могут предложить стебушники - это 'забей' и 'не парься'.

Стеб - это и не цинизм. Циники, упрощенно говоря, не верят в добро, но вполне серьезно относятся ко злу. Стебушники не способны и на это.

Стеб появился в период заката СССР и многими тогда воспринимался, как нечто позитивное, как форма 'бунта против системы'. В самом деле, когда единственной политикой в стране была 'генеральная линия КПСС', аполитичность уже выглядела едва ли не диссидентством. А стебушники, естественно, стебались и над уныло-пафосным советским официозом.

Однако дальнейшие события показали, что им совершенно все равно, над чем стебаться".

Повний текст: Юрий Нестеренко "Убить пересмешников!"
http://www.apn.ru/publications/article20280.htm


Ще є цікаве обговорення про це
http://zhurnal.lib.ru/comment/s/snp2008/03otvety

----------------------------------------------------------------------------------------------------
Тільки казала ще сестро Альонка братику милому дурню Іванку, щоб той не пив з отих мудрих рецензій, творів та відгуків, що їх тут пишуть гури, маестри, МалИни і Педри, бо перетворяться його таланти на відгомінок отого болота, що тут створив той розгніваний Велес, та до якого постійно звертають всі оті дрібні душонки-МалИни, що заповзлали вже двічи на пагорб, та все одно вони знають про себе, що в них в душі лиш рідота отруйна, що те болото вже їх засмоктало, що полетіти вони вже не можуть, як би усі вони не придивлялись до тих птахів, що у небі ширяють...
  Додати свій відгук!
 
CAPTCHA:
(антиспам, введіть три ЧОРНІ літери)
captcha image
 
Головна сторінка | Про нас | Автори | Художні твори [ Проза Поезія Лімерики] | Рецензії | Статті | Правила користування | Написати редактору
Згенеровано за 0.045025110244751 сек.
Усі права застережено.
Всі права на сайт належать ТОВ «Джерела М»
Авторські права на твори та рецензії належать їх авторам.
Дизайн та програмування KP-design
СУМНО
Аніме та манґа українською Захід-Схід ЛітАкцент - світ сучасної літератури Button_NF.gif Часопис української культури

Що почитати